Эхо Москвы,
19 июня 2013 г.
Фактор риска. Актуальные проблемы страхового рынка 788 просмотров
Гости: Илья Соломатин, вице-президент ОСАО «Ингосстрах»; Ведущие: Алексей Дыховичный, журналист «Эха Москвы»
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – у микрофона Алексей Дыховичный, Илья Соломатин – вице-президент компании «Ингосстрах» у нас в гостях. Илья, здравствуйте!
И.СОЛОМАТИН – Добрый день!
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Мы говорим в первую очередь об автостраховании, я думаю, об ОСАГО И КАСКО. Телефон для sms в эфир: +7 (985) 970 45 45. Вы можете присылать свои сообщения и вопросы. Появились цифры за первый квартал 13 года. У меня есть, честно признаюсь, вопрос к этим цифрам, что-то у меня не все сходится, поэтому я точно называть их не буду, но динамика понятна. Очень сильно, как раньше не бывало, выросли, во-первых – мы говорим об ОСАГО, об обязательном страховании гражданской ответственности – выросли сами выплаты, а во-вторых, выросли и сборы. Объясните, пожалуйста, почему и за счет чего? «Ингосстрах» - подтверждаете эту динамику, потому что это общая динамика по всему рынку?
И.СОЛОМАТИН – Да, мы не только подтверждаем, мы на себе это чувствуем, как один из крупнейших страховщиков, игроков на этом рынке. Могу подтвердить, что мы предполагали, но не ожидали, что динамика выплат будет достаточно высока уже в первом квартале по сравнению с аналогичным периодом 10, 11, 12 годов. Этому есть несколько объяснений, и могу сказать так, что мы стараемся работать с одной стороны, на снижение, с другой стороны над качественным урегулированием перед страхователями. Рост, о котором вы упомянули – он тоже присутствует, он идет год от года. Связано это с тем, что парк российских транспортных средств обновляется и прирастает, как бы не говорили о плохой конъюнктуре автодилеры. И, собственно говоря – это прямое объяснение этому.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Просто обычное увеличение количества автомобилей: больше машин стало, больше полисов, больше ездят, больше выплат?
И.СОЛОМАТИН – Безусловно. И парк обновляется. На смену старым менее мощным приходят новые. Вы знаете, крупнейшие производители – не хочу называть, чтобы не обижать каждого – каждый год, а то и полгода представляют новинки, в том числе, и на российский рынок.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – А то, что скачок такой?
И.СОЛОМАТИН – Скачок по выплатам или сборам?
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Я так понимаю, что в первую очередь по выплатам.
И.СОЛОМАТИН – Скачок по выплатам связан с тем, что за последний год мы увидели достаточно серьезный рост обращений страхователей или их представителей к страховщикам за выплатами, причем, не только за, так называемыми прямыми выплатами страхового возмещения, но и за штрафами. Закон позволяет им это делать – закон о защите прав потребителя, в первую очередь; и за спорные вопросы, связанные с утратой товарной стоимости и иными вещами – так скажем, - связанными с ОСАГО. В основном, мы видим, что страхователи и их представители стали использовать несовершенство закона об ОСАГО и пытаются в хорошем смысле этого слова, заработать.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – В чем несовершенство?
И.СОЛОМАТИН – Вы знаете, закон концептуально не редактировался, наверное, на протяжении четырех лет. Единственные вещи, которые предпринимались правительством Российской Федерации, были связаны с корректировкой региональных коэффициентов, но это не предмет действия закона, это предмет действия постановления правительства. Сам же закон – я повторяюсь – он, как был принят в 2003 году, так подвергался косметическим изменениям, и, безусловно, чем больше он работает, тем больше изъянов в нем находится
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Какие, не расскажете?
И.СОЛОМАТИН – Можно пойти достаточно четко и структурно по главам закона, но поверьте, займет слишком много времени.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Ну, принципиально.
И.СОЛОМАТИН – Принципиальные проблемы этого закона мы видим, и, более того, страховое сообщество направило достаточно давно и в Минфин и в правительство Российской Федерации предложения по его совершенствования. Ждем, соответственно, реакции на наши предложения и надеемся, что часть их будет удовлетворена. Как вы знаете, сейчас в Думе уже находится на рассмотрении пакет поправок, изменяющих этот закон, то есть, расширяющий лимиты выплат для застрахованных. Частично говорится об упрощении регулирования – так называемый, европротокол. Мы понимаем, что эти изменения необходимы, но их надо делать с двух сторон. С одной стороны, идя навстречу потребителю, увеличивая суммы выплат. Мы прекрасно понимаем, что с каждым годом рубль не становится настолько крепче, насколько нам бы хотелось, и выплаты растут, должны расти, в том числе по жизни и здоровью. Но, наверное, надо аккуратно это сопоставлять с той статистикой, которой обладает рынок. То есть, со сборами и резервами страховщиков.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Так, значит, получаются такие ножницы, которые кому-то голову должны отрезать образно – извините – потому что вы говорите о несовершенстве закона об ОСАГО, а не о том, что нашли какие-то дыры, правда, какие – не уточняете. Но, по логике вещей, очевидно, что вы сетуете на то, что слишком много некоторые люди, используя эти дыры, получают слишком большие выплаты или получают, когда не должны получить. Иначе вы бы не жаловались.
И.СОЛОМАТИН – Я не жалуюсь – я констатирую то, что есть.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – С одной стороны. С другой стороны, вы говорите о том, что это нужно как-то закон доработать так, чтобы выплаты были в общем меньше.
И.СОЛОМАТИН – Нет. Логика не в этом. Выплаты будут больше. Просто, если мы предполагаем, что выплаты должны быть больше – и к этому есть объективные факторы – то к этому надо грамотно рассчитывать тот тариф, который получает страховщик.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – А это другая сторона ножниц, которая говорит о том, что выплаты будут больше, а про сборы-то пока речи еще не было – так ведь? Ведь, еще пока не считали.
И.СОЛОМАТИН – Я предлагаю взять не ножницы, а клей, и все-таки попытаться склеить две половинки этой составляющей. Ведь основные факторы, которые повлияли, в том числе, по нашему мнению на рост выплат, ́это более четкое и жесткое применение закона о защите прав потребителя и его распространения на обязательные виды страхования, что на наш взгляд не совсем было корректно сделано. Потому что закон об ОСАГО – это закон об обязательном страховании, обязательный закон. Он обязывает, как страховщика не отказать клиенту, так и клиента – застраховаться. Соответственно, правила этого вида четко определены правилами закона, и – извиняюсь – единым стандартом, правилами, которые ни страховщик, ни страхователь не вправе изменять в одностороннем порядке или по соглашению сторон.
Поэтому мы считаем, - и наше мнение поддерживается рядом экспертных организаций – что закон о защите прав потребителей не может распространяться, именно, на эти правоотношения, потому что это особая услуга, вмененная государством. И недавно Верховный суд, собственно говоря, подтвердил, фактически, эту нашу позицию о том, что все, что не урегулировано специальными законами на них может распространяться норма защиты прав потребителей. Я просто напомню, что этот закон позволяет потребителю достаточно хорошо, если хотите – ну не обогатиться – а заработать, будем говорить так. Если он попадает на недобросовестное оказание услуг, то он вправе рассчитывать, что его ожидания временные и некачественные действия могут быть компенсированы денежным знаком. Это нормальная практика во всем мире, и мы не против нее, но мы говорим о том, что есть сферы отношений, которые уже четко урегулированы и регламентированы, где у нас, как у продавца услуги и у потребителя нет, как бы, другого выбора. Речь можно вести только о необоснованности страховщика.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Хорошо, вот Паша из Саратова, мне кажется, что он о том же, о чем вы говорите, но он просто, ясно и понятно, и с позиции народа: «Объясните, пожалуйста, с позиции страховщиков, но тоже ясно и понятно, как Паша из Саратова: «У меня двое знакомых даже зарабатывают на своих авариях через суд. Прокомментируйте эту и прошлую эсэмэс». Паша, вот эта у вас такая четкая и понятная, а прошлая – я не очень суть ее понял. Вы ее так же сформулируйте, как первую.
И.СОЛОМАТИН - Я готов порадоваться за друзей Паши из Саратова и сказать ровно следующее: наверное, если ты покупаешь гнилой апельсин – можно такой пример привести - в магазине, ты, безусловно, покупая его вместе еще с десятком хороших, находя его получаешь явное неудовольствие, а то и возмущение. Первое желание какое? То есть, вернуть, отдать этот апельсин обратно, то есть, заменить. Здесь я понимаю…
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Можно я вас перебью – извините меня, ради бога – если ты покупаешь некачественный товар в магазине – пусть это будет гнилой апельсин, то ты прав. Виноват магазин.
И.СОЛОМАТИН – Безусловно.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Ты приходишь, и через суд его наказываешь.
И.СОЛОМАТИН – Ну, это крайняя форма, я считаю. Либо ты приходишь и говоришь: Замени мне его – это нормально, так же распространяется на страхование, когда я прихожу и говорю: «У меня произошел страховой случай». У меня есть справка, у меня есть тот перечень документов, исчерпывающий, кстати, который обозначен правилами страхования. То есть, у меня есть энное количество дней, строго ограниченное, в рамках которых я должен произвести выплату или дать обоснованный отказ. Но тут речь идет речь о том , насколько страховщик добросовестен. Если я вижу, что клиент меня не обманывает – безусловно, эта выплата будет произведена. И большинство страховщиков руководствуется этой логикой, понимая прекрасно, что, если что-то будет не так, клиент вправе воспользоваться своей финальной возможностью и, собственно, к нашему закону еще подцепить закон о защите прав потребителей и взыскать с нас, попытаться взыскать, как я говорил, много больше. Ну, какой бизнесмен в здравом уме и доброй памяти будет добросовестно НЕРАЗБ, скажите? Наверное, никакой.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Вот, не понял я.
И.СОЛОМАТИН – Если все хорошо, почему я должен тянуть с выплатой? Я могу тянуть с выплатой только, когда у меня есть сомнения, что меня обманывают…
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Вы рассуждаете на тему, что, как будто все добросовестные, а бывают и не добросовестные. Бывают эти «гнилые апельсины». Объясните, почему закон о защите прав потребителей нельзя, как понял, с вашей точки зрения, применять к страхованию?
И.СОЛОМАТИН – Не к страхованию, а к ОСАГО.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – К ОСАГО, извините.
И.СОЛОМАТИН – К страхованию можно. И мы надеюсь, об этом поговорим. К ОСАГО – только потому что определен лимит выплат страховщика. То есть, я не могу выплатить больше определенной суммы за вред, причиненный железу, жизни и здоровью, потому что это определено законом. Все, что сверх того…
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – По-моему, у нас нет такого…
И.СОЛОМАТИН – Нет, у нас есть лимит выплат по ОСАГО.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – А, лимит по выплатам – да. Лимит существует.
И.СОЛОМАТИН – То же самое мы говорим о страховой премии, которую мы изберем со страхователя. То есть, мы не можем его заставить вместо 5 тысяч заплатить 10. Точнее, чисто теоретически, можем, применяя коэффициент, если у него достаточно серьезная аварийность, но этой цифре тоже есть предел, поверьте. Вот ответ на ваш вопрос.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Но я все равно не понял. Ну, и что?
И.СОЛОМАТИН – Если вы не удовлетворены той услугой, которую вы получили, то вы вправе подавать на страховщика в суд и пытаться взыскивать с него в рамках общих гражданских норм, но еще раз говорю, общие нормы ГК и закон о защите прав потребителей, к сожалению, не коррелируются друг с другом здесь. То есть, закон о защите прав потребителя, на мой взгляд, все-таки должен распространяться на те сферы услуг, которые находятся в добровольном ключе, они регулируются отдельными, специальными законами.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Есть такие люди, которые, именно зарабатывают на своих авариях?
И.СОЛОМАТИН – К сожалению, да, но я бы…
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Идея страхования – она как раз, противоречит такой практике? Идея страхования – это не заработать, а вернуть, то, что ты потерял в результате наступления страхового случая – так?
И.СОЛОМАТИН – Я извиняюсь, я же продаю вам честное слово. То есть, грубо говоря, вы мне передаете определенную сумму денег. Я вам даю бумажный лист с моим честным словом, печатью, подписью, что, если у вас что-то случиться, я вам выплачу.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Не что-то, а то, что написано в соглашении…
И.СОЛОМАТИН – То, что конкретно определено в нашем с вами договоре. Это нормальный принцип страхования. Но, как вы знаете, все это у нас регламентируется большим количеством актов. И вот, в этих актах находятся те дырочки или притягиваются те законы, которые позволяют тем, кто не, являясь сам потребителем этой услуги, предлагают потребителю, что «я тебе помогу заработать, собственно говоря, ровно столько, сколько тебе и положено по закону. А все остальное я возьму себе». Согласитесь, что это не совсем корректная составляющая. Я говорю о тех посредниках, или, как их называют сейчас, недобросовестными страховыми юристами, которые заранее выкупают эти требования у людей.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Тогда, я понимаю, ваша идея заключается в том, чтобы запретить деятельность юристов в нашей стране?
И.СОЛОМАТИН – Нет.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Тогда объясните, что надо, как, чего, почему?
И.СОЛОМАТИН – Надо найти разумный баланс между действием закона о защите прав потребителя, закона об ОСАГО, и теми правоотношениями, которые сложились уже на практике.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Какой баланс?
И.СОЛОМАТИН – Баланс следующий: страховщика надо оштрафовать и принуждать к возмещению убытков, если он недобросовестно выполняет свои услуги по этому закону. То есть, задерживает выплату необоснованно, придумывает дополнительные поводы и так далее – с этим мы согласны. Но, ровно так же надо обезопасить и нас от тех людей, которые не обращаются, подчеркиваю, в страховую компанию, например, а идут сразу в суд – то есть, минуя первую стадию. И право такое есть у любого гражданина. Можно не обращаться к страховщику, можно собрать полный комплект документов, уведомить страховщика, что мы с тобой встречаемся в судебном заседании. Ну, не совсем цивилизованный подход. Ты же пришел ко мне заключить договор в офис, так приди, если у тебя что-то случилось, тоже ко мне.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Об этой странности я слышал. Действительно, странно то, о чем вы говорите. Буквально у нас чуть-чуть осталось до новостей. У вас есть рецепт все-таки, как, с одной стороны защитить добросовестных приобретателей полисов, которые купили общения и не получили обещанного, когда наступил страховой случай; а с другой стороны, не ущемить интересы страховщиков.
И.СОЛОМАТИН – Рецепта, я думаю, нет ни у кого сейчас. Есть попытки организовать этот процесс. Могу только порекомендовать: обращайтесь к тому страховщику, которые не только говорит, но и выплачивает – вот и все.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Прервемся буквально, на новости и рекламу, на пять минут. Компания «Ингосстрах». Это наша совместная программа. Новости на «Эхе».
НОВОСТИ
И.СОЛОМАТИН – За нас говорит пленум Верховного Суда. Мы просто призываем к тому, чтобы не открывать дверку для мошенников шире того, чем она открыта сейчас. Вот и все.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Но одним комплектом ключей готовы поступиться?
И.СОЛОМАТИН – Да так оно всегда и бывает, конечно.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Нет – не выплачивали, когда у человека только один комплект ключей.
И.СОЛОМАТИН – Еще раз: у большинства написано: «вправе отказать», а не отказывают, понимаете.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Илья Соломатин – вице-президент компании «Ингосстрах» был у нас в гостях. Илья, спасибо вам!
Вся пресса за 19 июня 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Тенденции, Выплаты, Регулирование, Тарифы, Автострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
|
Московский комсомолец, 22 ноября 2024 г.
Страховой парадокс: можно ли водить без ОСАГО?
|
|
Новый компаньон, Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двух водителей будут судить за мошенничество в сфере страхования в Прикамье
|
|
Финмаркет, 22 ноября 2024 г.
SberCIB подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Камчатка-Информ, 22 ноября 2024 г.
Камчатцы стали реже жаловаться на МФО и страховщиков
|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|